"Парламент - последний оплот воли народа"
10 июня 2005 года
Проехать по центру Казани непросто - всюду ремонтные работы. Перекопана даже территория Казанского кремля. "Зато будет столица не хуже вашей, да и Санкт-Петербург переплюнем", - надеются казанцы. Главное - успеть к осени, когда на торжества съедутся гости со всего света.
Впрочем, городу уже есть чем удивить заморских гостей. В конце июня в Казани откроют соборную мечеть Кул Шариф, сожженную в 1552 г. войсками Ивана Грозного. На торжества ожидаются лидеры исламских государств.
В республике любят подчеркивать свою самостоятельность, "отдельность" от остальной России, но к полной независимости не стремятся. "Россия - это Золотая Орда, татары живут везде, а не только в Татарстане, так зачем нам отделяться?" - улыбаясь, спрашивает советник татарского президента Рафаэль Хакимов. Вольно мыслит и бессменный президент Татарстана Минтимер Шаймиев. В интервью "Ведомостям" он объяснил, почему недоволен губернаторской реформой, которую инициировал лично Владимир Путин, попенял на ошибки коллегам по "Единой России" и высказался за то, чтобы правительство страны формировала партия, победившая на выборах в парламент.
- Вы были одним из немногих, кто посмел критиковать президентскую инициативу по отмене прямых выборов губернаторов. Вы остаетесь при своем мнении?
- Думаю, все признают, что отмена прямых губернаторских выборов - это определенный отход от демократических норм формирования региональных властей. С другой стороны, у нас большая страна с огромными территориями и плохой управляемостью. В отдельных регионах просто чудеса творятся: где-то котельная не работает, где-то нет питьевой воды. В таких условиях часто к власти приходят популисты, которые не могут создать элементарные условия для жизни людей. Поэтому со стороны президента это, наверное, была вынужденная мера. Хотя я по-прежнему считаю, что президент не должен распускать региональный парламент, если тот даже дважды отклонит предложенную им кандидатуру на пост губернатора. Ведь парламент - последний оплот воли народа...
- А вы готовы сейчас назвать людей, которые могут претендовать на пост вашего преемника?
- Как уже сказал, к счастью, они есть.
- Но конкретных людей можете назвать?
- Нет.
- Почему?
- Назвать - значит навредить уважаемому человеку...
- Да почему же? Можно назвать несколько фамилий и создать равные конкурентные условия.
- Это была бы медвежья услуга. Даже если ты на 99% уверен, что хочешь видеть преемником того или иного человека, и то нужно подождать. Иной раз смотришь - столько положительных качеств у человека, а вот все равно какое-то сомнение остается. И я часто ловил себя на мысли, что если не прислушаться к внутреннему голосу и ориентироваться только на перечисление положительных качеств, то потом это, казалось бы, незначительное сомнение и становится доминирующим. Говорят, что я принимаю кадровые решения внезапно, но это оправданно. Ведь я обнародую решения только тогда, когда все продумал. Нельзя человеку заранее объявлять, что он займет какой-то важный пост. У него же семья, окружение, он беспокоиться начнет. Так что пусть лучше спокойно работает, пока не будет принято решение. Но в целом к кадрам надо очень бережно относиться. Хороший руководитель, хороший служащий - это капитал.
("Ведомости", 6 июня, с сокращениями.)